Hellion Ham8.80dsp

Hellion Ham8.80dsp

8-канальный усилитель с 10-канальным процессором Hellion HAM8.80DSP.
Все 8 каналов усиления и процессорная часть уместились в очень компактном корпусе. Длина корпуса – всего около 20 см без разъёмов. Уголки крепления идут в комплекте.
Используется конформное покрытие плат, и они приобретают влагозащиту по классу IP54. То есть ставить их в катера и мототехнику отныне можно спокойно, не опасаясь за коррозию внутренних элементов.
Ключевой момент – наличие линейных выходов всех 10 каналов DSP, xто даёт огромную гибкость в построении системы.
Скажем, можно со временем расширять состав системы, не меняя сам процессор (перестало хватать встроенных каналов – перешли на отдельные усилители).
Построить «двойную» систему – одна для работы внутри автомобиля от встроенных каналов усиления, а вторая – «эстрадная», от отдельных усилителей. А переключаться между ними – простой сменой пресета. Это фича всех «процеусей» Hellion, причём в последних версиях это даже удобней
Построение двухзонных (вернее, даже многозонных) систем в катерах и яхтах без лишнего нагромождения источников и попыток увязать их между собой.
По входам у HAM8.80DSP полный комплект:
Высокоуровневый 8-канальный вход с автовключением и обманками для «шибко умных» штаток с самодиагностикой
Линейный 2-канальный вход, полностью независимый от высокоуровневого
Цифровой оптический вход
Встроенный Bluetooth с поддержкой aptX HD
Вход USB Audio (тут понадобится кабель USB-A to USB-A).
Модуль Bluetooth двухканальный, т. е. кроме BT Audio даёт возможность управления процессором через приложение.
Берём ГУ на Android, у которого Bluetooth работает не только на приём, но и на передачу (не все умеют, нужно смотреть конкретные модели индивидуально), и получаем вообще беспроводное подключение к Hellion – сигнал с ГУ передаётся через BT Audio, и с него же всё настраивается.
Идём дальше. Высокоуровневые входы неравноценны. Входы 1/2, 3/4 и 5/6 принимают сигнал с амплитудой до 14 Вольт, а вот входы 7/8 – до 28 Вольт. Актуально для многих современных штаток (скажем, в тех же BMW или Mercedes).
входы и выходы скомпонованы по разъёмам – если какие-то из них не задействуются, то никаких болтающихся в воздухе проводов после инсталла не остаётся. Скажем, не подключаетесь вы по высокоуровневым входам – ну и ладно, они всё равно на отдельном разъёме и ни с чем не объединены, просто откладываете его в сторонку. Не нужен AUX – он тоже на отдельном разъёме, просто не вставляете его – и никаких болтающихся в воздухе RCA. В общем, рационально.
Внутри всё скомпоновано плотно, в 2 этажа. Нижняя, основная палата – это блок питания и усилитель, всё остальное – на верхней плате. Блок питания сохраняет работоспособность усилительной части при просадках вплоть до 9 Вольт, а процессор продолжает нормально работать при просадках напряжения бортсети аж до 5 Вольт (т. е. в авто со старт/стопом перезагружаться точно не будет).
В процессорной части трудится проверенный и хорошо знакомый Cirrus Logic CS47048C, а каналы, на которые его «не хватило», обслуживаются AK4619 от Asahi Kasei.
Используется вполне приличный двухканальный модуль Bluetooth на чипе Qualcomm с поддержкой кодеков вплоть до aptX HD.
Усилительная часть питается от однополярного напряжения 19,5 Вольт, каждый из 8 каналов построен как мостовой (т. е. фактически тут 16 каналов усиления). Построен усилитель на чипах TPA3116.
Если Hellion планируется использовать как чистый процессор, усилитель можно отключить из настроечной программы. При этом с него не просто снимается сигнал – он отключается и по питанию. И тогда максимальный ток потребления составляет всего лишь около 0,3 Ампера – это очень экономно. Да и при включенном усилителе он невелик – при нормальной громкости потребляет едва больше, чем обычное ГУ.
TPA3116 могут питаться и более высоким напряжением. Это хорошо сказалось бы на циферках выходной мощности, но ухудшило бы целую гору других показателей. Скажем, снизило бы перегрузочную способность по току, а значит, ухудшило бы стабильность работы на 2-омную нагрузку, в выходном сигнале появилось бы больше «грязи», пострадала бы работа на малом сигнале. В общем, решили не выводить чипы на предельные режимы, а создать им оптимальные условия – обеспечить своеобразный «запас прочности» и сохранить чистоту сигнала.
Настраивается процессор, двумя способами – с компа, и приложение для Android. Первое – нужно указать, какой выходной канал за что отвечает. Во-первых, не запутаешься, во-вторых, при выборе фильтры встают в безопасные значения, чтобы ненароком чего не спалить.
Маршрутизация каналов привычным матричным принципом, однако, в отличие от многих процессоров, высокоуровневые входы и AUX полностью независимы (часто они связаны между собой – между ними можно переключаться, но настраиваются всё равно вместе). Здесь – всё полностью раздельно.
Из программы можно управлять включением и выключением встроенного усилителя и подачей сигнала на выходы Remote (обратите внимание на красные кнопки в верхней части окна). Больше того, тут даже два выхода – REM1 и REM2.
Для многозонных систем с возможностью переключения между зонами. Дело в том, что в пресетах у Hellion запоминаются не только настройки фильтров, эквалайзера и т. п., а всё состояние девайса целиком, включая активность встроенного усилителя, выходов Remote и т. п. вплоть до выбранного входа.
Вот вам пример – две системы: внутри автомобиля и эстрадная, для работы «на улицу». Делаете первый пресет, в котором система внутри автомобиля работает от встроенного усилителя, а на Remote нет управляющего напряжения (внешние усилители отключены). А во втором пресете – наоборот – встроенный усилитель выключен, зато на Remote есть управляющее напряжение (включаются внешние усилители). И – вуаля – переключаетесь между этими системами, просто меняя пресет.
У мостового D-класса есть свои особенности, поэтому посчитал, что в данном случае нагляднее использовать простой осциллограф. Громкость делаю ближе к максимальной (35 единиц из 40), подаю на вход 1 кГц, смотрю сигнал на выходе.
При работе на 4 Ом ограничение наступает при амплитуде около 17 Вольт (около 12 В среднеквадратическое). Мощность считается по простейшей формуле, знакомой всем со школы (ведь знакомой же, да?). Т. е. по привычной методике с синусоидальным сигналом получается 36 Вт, а вообще мощностной запас блока питания получается около 72 Вт.
При работе на 2 Ом ограничение наступает при амплитуде около 14 Вольт (около 10 В среднеквадратическое), т. е. тут имеем 50 Вт и мощностной запас блока питания под 100 Ватт.
Амплитуда сигнала без искажений получается около 6,2 Вольт, такие выходы иные производители называют 6-вольтовыми, хотя честнее назвать их 4-вольтовыми (при амплитуде 6,2 В среднеквадратическое значение получается немногим меньше 4,4 В). В любом случае – немало:
В этот раз Hellion снова дал возможность убедиться – цена не всегда определяет уровень звучания: Hellion легко даст фору иным моделям подороже.
Из того, что сходу замечается – лёгкость и открытость на СЧ и ВЧ. Не облегчённость, а какая-то кристальность что ли, ясность, динамичность. При этом без колкости или грубости, достаточно комфортно. Может, даже чуток приукрашенно, но в хорошем смысле – эдакая невесомая паутинка из послезвучий, витающая в воздухе между исполнителями. В глубину звуковая сцена рисуется уверенно, звуки к динамикам не прилипают.
Басовый диапазон – без тяжести или лишней массивности, но плотненький такой. Мостовой D-класс в этом смысле имеет свои особенности, которые даже при небольшой мощности пошли звучанию на пользу. Тем не менее, при подборе акустики я бы всё равно отдал предпочтение чувствительным динамикам с лёгкой подвижкой: с ними Hellion раскрывается полнее. А если нужен запас и способность «давать жару» тугим динамикам с тяжёлой подвижкой, ну что ж, на то есть линейные выходы для подключения отдельных усилителей.
Во-первых, Hellion HAM8.80DSP отлично зайдёт в SQ системы: собственный усилитель звучит легко и открыто, разве что для особо тугих мидбасовых динамиков (ну и, само собой, для сабов тоже) лучше предусмотреть внешние усилители (тем более на этот счёт у Hellion ожидаются интересные новинки). Хотя для чувствительных динамиков – можно и вовсе всю систему (кроме саба) пустить от встроенных каналов усиления.
Во-вторых, это вариант для сложных многозонных систем – будь то «двойная» система (SQ + эстрада) в автомобилях или система в каких-нибудь катерах или яхтах (тем более, в последних версиях предусматривается влагозащита IP54). Тут главная фишка – возможность задействовать одновременно встроенные и отдельные усилители, а переключаться между ними – простейшим переключением пресетов.
В-третьих, это хороший вариант для мотоциклов – с его размерами и количеством каналов (и, опять же, влагозащитой в последних версиях) можно построить далеко не самую простую систему в каком-нибудь в круизёре. Опять же, хороший КПД и низкое токопотребление оказываются в тему.
Ну и хорошие возможности выбора источников – тоже в тему: от привычного подключения к штаткам по высокому уровню до беспроводного подключения к Android ГУ или почитаемого аудиофилами подключения USB Audio.